Сталкиваясь с фактом контрафакта, многие производители всерьез задаются вопросом «как решать эту проблему?».

Первой реакцией на контрафакт чаще всего является обращение в правоохранительные органы с сообщением о случае контрафакта. В ответ возникает вопрос как же определить, где подделка, а где оригинальная продукция. При возможности сравнить оригинал с подделкой, положив, например, рядом две похожие пачки или упаковки, разницу можно увидеть достаточно просто. Но в тех случаях, когда в магазине представлен единственный вид продукции, покупатель не видит разницу и не может определить, оригинальная эта продукция или подделка.

Следовательно, на упаковку необходимо добавить дополнительные элементы, позволяющие защитить продукцию и/или ее упаковку от подделки. Это могут быть защитные краски (более 30 видов защитных красок), защитные пломбы (или этикетки), технологии аутентификации.

Как сделать правильный выбор?

Первое, на чем останавливаются предприятия, это поиск решения для проверки оригинальности продукции конечным клиентом. В большинстве случаев выбор в пользу такого решения малоэффективен, так как проверку на оригинальность проводит не более 1-5 % покупателей.

После выбора защиты возникает еще один вопрос: поможет ли защитная пломба (например) в случае судебных разбирательств? Ответ однозначно «Да»! Защитные пломбы и иные технологии аутентификации являются частью упаковки или самого продукта или изделия. Оригинал имеет защиту, подделка – нет.

Защитная пломба (этикетка) STES

Дальше производители задаются вопросом, как защита повлияет на стоимость продукции. Удорожая стоимость продукции, производители опасаются снижения своей конкурентоспособности на рынке.

Правильно ли оценивать стоимость на уровне стоимости 1 изделия? В случае контрафакта необходимо сначала оценить уровень подделки, понимая, что в РФ сегодня средний показатель поддельной продукции держится на уровне 11-12 % от общего количества продаваемого товара. В зависимости от видов и категорий продукции эти показатели будут разными для разных отраслей. Так, например, в сегменте сувенирной продукции количество подделок (контрафакт + фальсификат + схожие изделия) составляет 15-20%, в сегменте средств защиты растений – 10 %, в запасных частях – 15 %, .... Приведены данные собственного анализа.
Таким образом, когда предприятия впервые сталкиваются с контрафактом, необходимо помнить, что вначале доля контрафакта может быть небольшая, но со временем она будет увеличиваться. При первом появлении контрафакта на рынке, его доля обычно составляет 1-2%.
В основном, стоимость технологий защиты рассчитывается на уровне не более 1-2% от себестоимости (в случае защиты не для покупателя, а для проверяющих органов, в том числе сотрудниками МВД).
Сейчас появилось немало защитных технологий, требующих для проверки оригинальности продукции применения специальных приборов.

Возможно ли использовать для проверки смартфоны? Да, возможно. Напоминаем, что QR код является очень хорошей технологией для прослеживания товара, но не является защитной технологией. Аутентификация (или определение подлинности товара) позволяет определить подлинность товара с помощью специального прибора, считывающего свою спец-метку.

zasch markirovki 

Таким образом, производителям дается возможность выбрать необходимую технологию защиты. В случае наличия на товаре упаковки, это может быть защитная пломба как на упаковке, так и на самом товаре.

Пример нанесения маркировки SPOT TAG на изделии

Последний вопрос: какой эффект дают защитные технологии? Опыт показывает, что в течение 1 года с начала применения защитных технологий доля контрафакта снижается на 30%. Т.е. при уровне контрафакта в 10%, можно рассчитывать, что после года применения защиты его доля снизится до 7% и продолжит снижаться в последующие годы.

Самыгин С., Генеральный директор ООО «ДИСПАК», член Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.