Вопрос прослеживания табачных изделий в Евросоюзе уже давно находится на повестке дня. Напомним о том, что ВОЗ настаивает на том, чтобы система прослеживания подлинных товаров была разработана отдельно от производителей табачных изделий.
Вопрос прослеживания табачных изделий в Евросоюзе уже давно находится на повестке дня. Напомним о том, что ВОЗ настаивает на том, чтобы система прослеживания подлинных товаров была разработана отдельно от производителей табачных изделий. На сегодняшний день Евросоюз при помощи консультанта по технических вопросам EVERIS выбрал 3 системы. Первая связана с табачным рынком, вторая независимая, третья смешанная.
Целью Евросоюза является дать возможность каждой стране самостоятельно проверять подлинность продукции, а также обеспечить генерацию унитарных кодов третьими лицами. Для этих целей больше подходит смешенная система.
ВОЗ требует, чтобы ЕС выбрал одну систему и она была бы совместима с системами прослеживания, которые уже применяются.
Что же происходит на рынке табачных изделий в России? Более 45 000 торговых точек вовлечены в нелегальную продажу табачных изделий. По данным производителей, доля контрафакта/контрабанды достигает в некоторых регионах 4,5 – 5%, что приводит к потерям свыше 20 млрд рублей для государственной казны. По мнению специалистов, в процесс появления контрабандных сигарет вовлечены, в том числе, легальные производства СНГ и даже ЕЭС. Как и во всех странах, производители осуждают рост акциза, поскольку параллельно с этим выросла и доля контрафакта/контрабанды. Для примера, в Ростовской области в 2015 было изъято 850 000 пачек, в 2016 – более 4 млн. Это произошло благодаря тому, что производители начали сотрудничать с проверяющими органами. Интересно, что участники рынка РФ считают, что контрабандные пачки сигарет поступают из Белоруссии и Казахстана. В Казахстане считают, что часть контрабанды поставляет Киргизия и РФ. Доля контрафакта/контрабанды в РФ достигает 800 млн пачек в год, что составляет в среднем 56 млрд руб. недополученных акцизов (Росстат). Напоминаем, что в 2016 году лидером по продажам контрафакта стала «Прима». Следует задуматься о причинах такой «славы». По оценкам экспертов, доля контрафакта среди основных брендов составляет 0,2-0,7%.
Решению данной проблемы может поспособствовать не только прослеживание, но и применение системы аутентификации, т.е. стопроцентного определения подлинности товара. Для этого существуют такие системы защиты как метки ТАГАН и сканирование поверхности основы (бумага, пластик и т.д.).