Рынок ювелирных изделий ЕС и РФ страдает в равной мере от тех же болезней – контрафакт, фальсификат, контрабанда. Рассмотрим путь решения этой проблемы в разных странах.
Рынок ювелирных изделий ЕС и РФ страдает в равной мере от тех же болезней – контрафакт, фальсификат, контрабанда. Рассмотрим путь решения этой проблемы в разных странах.
Для начала необходимо понять, что клеймо является государственным подтверждением того, что изделие прошло проверку и его качество соответствует заявленному производителем. Подделка клейма – ущерб для государства. Когда подделывают клеймо производителя, ущерб очевиден. Контрабанда ввозит изделия, которые ничем не подтверждены, но могут иметь клеймо, и не платит никаких пошлин и государственных сборов. Такие изделия продаются со скидками 30-50%. Как с этим бороться?
В РФ сегодня так называемой аутентификации не существует. Были попытки наносить микро- или нано- DATAMATRIX на изделие, однако эти технологии не являются защитой (см. ISO 12931).
Бирка и паспорт изделия могут и должны быть, но их можно применять к любому изделию (подлинник/подделка).
Кроме этого была задумка о создании единой системы для всех производителей, что по мнению специалистов очень опасно, так как мошенникам нужно будет подделать всего лишь одну технологию.
Предлагалась также система считывания морфологии поверхности товара, но из-за того, что работа не автоматизирована, точных результатов не будет.
В ЕС существуют те же системы «опознавания» ювелирных изделий – бирки, паспорт изделия, метки на самом изделии. Бирки и паспорт изделия защищены (защитные краски, спец. чернила, системы прослеживания, считывание морфологии поверхности изделия). В ЕС считается, что каждый производитель должен сам защищать свою продукцию от подделки, так как контрафакт наносит ущерб в первую очередь производителю. С другой стороны, и мошенникам будет сложнее найти и подделать защиту различных брендов ювелирных изделий.
Масштаб проблемы одинаков: В ЕС рынок контрафакта составляет 13%, в России – 15%. Продано было 95 млн шт. (Росстат), а произведено 58 млн шт. Таким образом, подделки составляют около 15 млн шт. (не имеют оригинального клеймения) или €233 млн. Не уплаченные пошлины, соответственно, составляют не менее 360 млн руб. (€5 млн).
В ЕС дела обстоят не лучше: в Италии рынок подделок ювелирных изделий оценивается в €400 млн, во Франции – в €336 млн, в Германии – в €247 млн, в Испании – €204 млн, в Англии – €138 млн.
Статистика по прямым и косвенным показателям устрашает: более 28 000 потерянных рабочих мест, косвенные потери (поставщики) – еще 27 000 мест. 30% оборота составляют налоги, пошлины, т.е. из €1 млрд государство не получает €130 млн из-за контрафакта и контрабанды.
В сфере защиты ювелирных изделий очень трудно предложить невидимую метку, которую можно было бы применить для контроля в течение всей жизни изделия. Паспорт изделия должен быть защищен и находиться в базе данных. Только соединение этих 2-х технологий сможет защитить рынок.
Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются в Италии, Франции и Швейцарии. Эти меры предпринимаются предприятиями-производителями, а не государством. Каждый занимается своей сферой – производители защищают свой оборот, государство – свой. Если нет соответствующего закона, предприятия не останавливаются на этом, защищают свою продукцию. По истечении некоторого времени государство вводит закон, чтобы регулировать рынок.